Праздник Крещения Господня
Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием – крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан (название праздника произошло от греческого слова, означающего "погружение в воду"). Этот праздник считается самым древним в христианстве наряду с Пасхой.
Из года в год Крещение Господне отмечается в одну и ту же дату – 19 января по новому стилю (6 января по-старому). Сам праздник имеет 4 дня предпразднства – дни перед большим праздником, когда в богослужение уже входят молитвы, посвященные наступающему событию, и 8 дней попразднства – такие же дни, только после праздника.
Отдание совершается 27 января. Это последний день важных православных праздников, когда совершается особое богослужение: оно более торжественное, чем в другие дни попразднства.
В Евангелиях говорится, что Господь воплотился в Вифлееме и был признан сначала волхвами в качестве Царя и Мессии, а позже и другими, уверовавшими в него людьми. Иоанн Предтеча, который позднее был назван Крестителем Господним, проповедовавший в окрестностях Иордана, говорил о скором пришествии Мессии и призывал каждого подготовиться к этому событию, а именно покаяться и очиститься от грехов. В качестве символического перехода в новую жизнь он троекратно погружал людей в реку. Именно благодаря этому сейчас популярны купания в Крещение.
Иисус пришел к Иоанну и попросил его крестить. Пророк, на тот момент никогда не видевший Иисуса, понял, кто перед ним и удивился такой просьбе и сказал: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Евангелие от Матфея 3:14), на что Иисус ответил, что им надлежит исполнить всякую правду.
Евангелист Лука так описывает Крещение Господне: "Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!". Именно в этот момент людям впервые явились три ипостаси Святой Троицы: Отец, Сын и Святой дух. Поэтому Крещение имеет второе название – Богоявление.
До V в. рождение и крещение Иисуса вспоминали в один день – 6 января по старому стилю. Уже позднее празднование Рождества перенесли на 25 декабря (по старому стилю), но Армянская и Коптская церкви сохранили прежнюю традицию.
Накануне праздника проводится особая литургия, которая длиннее, чем в другие дни. Тогда читаются все отрывки из Нового Завета, которые посвящены отмечаемому событию. Верующим рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужения 18 января и праздничную литургию в день самого праздника.
Двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января по новому стилю) и Крещением (19 января) называются святками.
Освящение воды
Главным событием Крещения считается водосвятие. После литургии в сочельник (18 января) в храмах проводят великое освящение воды, которую потом называют агиасмой или крещенской водой.
С XI–XII вв. под влиянием Иерусалимского устава водоосвящение проводится два раза: накануне праздника и в день Богоявления. Так как освящение происходит одинаковым чином, агиасма с обоих дней ничем не отличается друг от друга. В древности это было связано с тем, что в сочельник совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто принял и усвоил христианское вероучение, ради чего проводили первое водосвятие, а в день самого праздника верующие шли на реку Иордан.
До V в. водоосвящение происходило только в Иерусалимской церкви, где было принято выходить на реку Иордан к тому месту, где крестили Иисуса. Уже позже освящение стали проводить в других местах, где есть водоемы.
К крещенской воде верующие с давних времен имеют великое благоговение. Ее приносят домой, и хранят в течение года, она не портится и остается все время свежей. Агиасму традиционно используются при освящении различных построек и молитвах.
|